Тамплиеры
Страница 1
Тамплиеры (фр. templiers от «temple» — храм,
«храмовники») или Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique
Solomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119
году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового
похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов,
наряду с госпитальерами. 
В XII—XIII вв. орден был очень богат, ему принадлежали
обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на
территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими
церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично папой римским,
которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях
которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции банкира, хотя
главной целью его учреждения была военная защита государств, созданных
крестоносцами на Востоке.
Однако в 1291 г.
христианские поселенцы были изгнаны из Палестины мусульманами, а тамплиеры,
чтобы сохранить орден, почти полностью переключились на ростовщичество и
торговлю, накопив значительные материальные ценности, и тем самым вызывая
зависть королей и папы.
В 1307—1314 гг. члены ордена подвергались арестам и
жестоким преследованиям со стороны римско-католической церкви, крупных феодалов
и королей, в результате которых орден был упразднён и распущен папой Климентом
V в 1312 году.
По поводу численности Ордена в историографии существует
тенденция, которая преувеличивает число его последователй: Вильке считал, что в
Ордене около 15 000 рыцарей; Цеклер — 20 000 рыцарей; Мальяр де Шамбюр — 30 000
рыцарей. Все эти цифры слишком велики и не соотносимы с количеством рыцарей,
участвовавших в войне Филиппа IV с Орденом: во Франции было арестовано 538
рыцарей, на Кипре — 75 рыцарей, на Майорке — сражались 25 рыцарей, и все были
повержены. И Франция, и Кипр, и Майорка были отдельными наставничествами
Ордена. Очевидно, и историки переносят численность самого Ордена, в целом, на
количество рыцарей в нём. 
Великие магистры ордена тамплиеров
Гуго де Пейн (1119 — 24 мая 1136)
Робер де Краон (июнь 1137 — 13 января 1149)
Эврар де Бар (1149—1152)
Бернард де Тремеле (июнь 1152 — 16 августа 1153)
Андре де Монбар (1153—1156)
Бертран де Бланфор (1156—1169)
Филипп Наблусский (август 1169 — апрель 1171)
Одо де Сент-Аман (1171 — 8 октября 1179)
Арно де ла Турружский (1180 — 30 сентября 1184)
Жерар де Ридфор (1185 — 4 октября 1189)
Робер де Сабле (1191 — 23 сентября 1193)
Жильбер Эраль (1194—1200)
Филипп де Плессье (1200 — ноябрь 1209)
Гильом де Шартр (1209 — 26 августа 1219)
Пьер де Монтегю (1219 — 28 января 1232)
Арман де Перигор (1232 — 17 октября 1244)
Ричард де Бур (1244 — 9 мая 1247)
Гийом де Соннак (1247 — 11 февраля 1250)
Рено де Вишье (1250 — 20 января 1256)
Тома Берар (1256 — 25 марта 1273)
Гийом де Боже (13 мая 1273 — май 1291)
Тибо Годен (август 1291—1293)
Жак де Моле (1293 — 13 октября 1307)
История Ордена
Среди основателей Ордена Храма Господнего в Иерусалиме был
знаменитый Бернар Клервосский - человек, по слову которого короли были могли
выступить в поход, а римские папы склоняли головы. Бернар, родившийся в 1090 г. в Труа, происходил
из знатной семьи. По сложившейся к XI в. традиции он должен был стать монахом,
чтобы не тревожить своих старших родственников претензиями на наследование
земли. Он мог быть обычным аббатом - хозяйственным и в меру порядочным, мог
окунуться в политические интриги. Однако Бернар попал в Орден Цистерцианцев -
монашеский орден, Занимавшийся распространением ученых знаний.
В 1118 г.
девять французских рыцарей решили создать военно-монашеский орден - «для охраны
паломников, следующих в Иерусалим». Он был организован по образцу Ордена Иоанна
Иерусалимского, члены которого назывались госпитальерами. В качестве резиденции
щедрый король Иерусалимский выделил им территорию бывшей мечети Куббат-ал-Захры
- храма Соломона.

Однако спустя 10 лет после основания Ордена рыцари
Храма занимались всем чем угодно, кроме охраны христианских святынь. Они по
очереди охраняли дорогу от разбойников но, в основном, рылись в подвалах храма,
видимо, надеясь что-то там обнаружить. Бернар Клервосский усиленно работал в
монастырских библиотеках, не гнушаясь помощью понимающих древнееврейские тексты
раввинов. Что искали рыцари в Иерусалиме, так и осталось тайной. Следователи
при обысках, а палачи при допросах ничего не сумели выяснить.
В 1128
г.(единственный случай в истории!) для официального
признания был созван специальный церковный собор в Труа - на землях графа
Шампанского. Признанный к этому времени святым Бернар Клервосский написал для
Ордена рыцарей Храма устав. Главная резиденция Ордена была во Франции, в
Париже, в замке Тампль («Храм»), который дал рыцарям второе название -
тамплиеры.

Это был могущественный Орден, впитавший в себя традиции ранних
монашеских орденов. Даже хоронили братьев-тамплиеров по монашескому обряду
цистерцианцев - обнаженными, на доске лицом вниз. Орден Храма сразу получил
несметные богатства - ему жертвовали земли светские сеньоры. Прежний орден
Цистерцианцев с появлением тамплиеров отказался получать дарения и увеличивать
свои накопления. Казалось, старые ордены решили передать одному новому свои
богатства и познания.
Орден Храма с самого начала был двойственным: с одной
стороны рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена
лошадь с двумя всадниками в седле.

В Ордене существовали братья-монахи,
братья-рыцари (они не давали монашеских обетов), сержанты (просто воины на
службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством
Храма). Большая часть братьев-рыцарей находилась в Палестине и воевала с
неверными. Про братьев-рыцарей говорили: «пьет как тамплиер» и «ругается как
тамплиер». Гордости и заносчивости им было не занимать. В противоположность им
братья-монахи организовали по всей Европе сеть командорств, в которых хранились
богатства Ордена. Тамплиеры имели собственные замки с поместьями, в которых не
переводилось зерно.
Однажды во время неурожая за неделю только одно командорство
накормило 10 000 человек.
Командорства были объединены в бальяжи (округа), которые по
богатству и власти соперничали с бальяжами короля. Но, несмотря на богатство
Ордена попавшим в плен тамплиерам запрещалось предлагать выкуп за свою жизнь и
свободу.
Тамплиеры имели два крупнейших центра - Восточный бор
между бальяжами Пейнс и Тор в междуречье Сены и Оба и порт Ла-Рошель. В первом
из них кладоискатели до сих пор пытаются найти следы сокровищ тамплиеров. Но
весь лес был в средние века заболочен, и даже человек искушенный не может найти
дорогу, а не то что разыскать тайник. К Ла-Рошели вели свободные от королевских
досмотров дороги. Самое удивительное, что везти в этот порт в принципе было
нечего - Америку тогда еще «не открыли». И, тем не менее, через всю Францию к
Ла-Рошели и из нее ползли обозы под охраной сержантов Ордена. 
Пошлин за это не брали, и любой купец, сдавший деньги на
хранение в одном командорстве, мог получить их в другом по заемному письму. Эта
банковская система была уникальной для того времени. Даже несметные богатства,
подаренные тамплиерам, рачительное хозяйствование и запрещенное христианам
ростовщичество не могли принести им такого количества серебра. Его просто не
было в копях всей Европы в количествах, достаточных для покрытия безналичных
расчетов купцов. Доходы тамплиеров непрерывно росли, а их прозвали «люди
серебра». Впоследствии возникли версии, что тамплиеры смогли добраться до
Америки и добывать серебро из рудников Перу и Мексики. Конечно, такое богатство
не могло не вызвать зависти и злобы у конкурентов.
Разгром
Врагов у богатейшего и могущественнейшего Ордена насчитывалось
много. Плохие отношения сложились с Орденом св. Иоанна Иерусалимского, который
после бегства из Палестины обосновался сначала на Кипре, а потом на Родосе.
Белый госпитальерский крест с раздвоенными концами соперничал с тамплиерским
красным крестом с перекладинами на морях и на суше. Отношения с Орденом святой
Марии Тевтонской также были прохладными: насильственное обращение язычников в
христианство в интересах немецкого рыцарства тамплиеры не одобрили и на
Северо-Восток свои командорства не перенесли. Быстро рассорились тамплиеры и с
новыми монашескими орденами. Европу сотрясали восстания, а церковь стремилась
навести наконец порядок в делах веры. Для разгрома ереси был основан
нищенствующий Орден Псов Господних - доминиканцев. Подпоясанные веревками монахи
в серо-бурых сутанах поначалу активно сотрудничали с могущественными
госпитальерами. Однако потом именно доминиканцам было поручено проверить на
соответствие учению церкви все богословские труды и под руководством епископов
расследовать преступления против веры. 
Косо смотрели на Орден и светские владыки. Император
Священной Римской империи Фридрих II ограбил владения тамплиеров в Сицилии.
Король Франции Филипп IV Красивый укреплявший свою власть в стране, был
недоволен тем, что в Париже находится крепость Тампль, в которой сидит великий
магистр - более могущественный владыка, чем он сам. Королю хотелось получить
пошлины за проезд по орденским дорогам и налоги с орденских земель. Для этого
было только два пути: возглавить орден и сделать его королевским или же
уничтожить его. В 1305 г.
Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил
ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил
с новым предложением. Поскольку война в Палестине подошла к концу, и рыцарские
ордены оказались вне Святой земли, то надо объединить два из них - Орден Храма
и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не
принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен встать сын
христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика
Святого. Однако и это план не удался.
Версия для печати
|