Оборотни
Страница 1
Оборотень— мифологическое существо, обладающее способностью
превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или
наоборот.
Оборотень — одно из самых страшных существ
на планете для наших предков. Многие века люди верили в этих
таинственных и опасных существ.

Понятие оборотня известно с давних времён, причём
в зависимости от континента оборотни принимали различную форму.
В европейских странах был распространён оборотень в волчьем обличье.
Его звали волкодлак, волколак, вилктаки или более привычный для нашего слуха
вервольф. На африканском континенте мы можем услышать
о аниото — людях-леопардах, которые нападали на деревни
и караваны. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в
медведей и волков. В азиатской мифологии можно встретить куцунэ
(оборотень-лисица) или тануки (оборотень-енот). Славянская мифология также
упоминает об оборотнях — богатырь Вольга Святославович обладал
способностью превращаться в различных зверей, знаменитый Змей Горыныч мог
приходить в образе прекрасного юноши, а Кощей Бессмертный вообще мог
превращаться в любых существ.
В славянской мифологии считалось, что оборотень — это
превращённый колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное
сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на
зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками). Считалось, что вернуть
ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на
волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании
которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс,
волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике. 
Философы и другие ученые на протяжении столетий вели споры:
были ли оборотни на самом деле? Допуская в принципе возможность психических
отклонений, выражавшихся в том, что больные ощущали себя дикими зверями, многие
авторитеты придерживались мнения, что существовать настоящие ликантропы в
принципе не могут.
Говоря об истинном оборотне, который способен превращаться в волка при помощи
черной магии или каких-либо других сил, Джеймс Шпренгер и Генрих Крамер, два
доминиканских монаха, категорично заявляют: «Это невозможно». Далее они
добавляют, что с помощью различных снадобий и заклинаний колдун или чародей
могут заставлять того, кто на них смотрит, вообразить, что он превратился в
волка или другое животное, но физически превратить человека в зверя невозможно.
Но, тем не менее, ликантропия как болезнь, заставляющая человека думать, что он
превратился в зверя и должен вести себя соответственно, известна с самых
древних времен.
Еще примерно в 125 году до н.э. римский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии,
указывая, что пораженного человека охватывает мания, сопровождающаяся ужасным
аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету, люди сильнее подвержены ей в
начале года, особенно в феврале, когда болезнь наиболее распространена и может
наблюдаться в самых острых формах.
Во второй половине 20 века было доказано, что оборотничество
это реально существующая тяжелая болезнь ликантропия, в ходе течения которой
заболевший утрачивает человеческие черты и теряет рассудок. Конечно, он не
становится абсолютно похожим на волка, но и человеком это существо также
перестает быть.
Болезнь является наследственной. Вспышки ее наблюдаются при
определенных климатических условиях, способе и традициях питания, генетических
отклонениях. Поэтому в Средние века могли заболевать целые деревни, что и
происходило в Западной Европе, особенно, в Швеции и Швейцарии.
Но, согласно легендам, зверь мог превратиться обратно в
человека. В случае же заболевания это невозможно.
Подвергшиеся ее влиянию потом удаляются на заброшенные
кладбища и живут там, точно свирепые голодные волки. Считалось, что оборотень –
это скверный человек, которого боги превратили в зверя в наказание. В средние
века, особенно в Центральной и Восточной Европе, родилось мнение, что
оборотнями становятся в результате злых козней колдунов, и как следствие
суеверий во множестве применялись замысловатые процедуры, способные якобы
спасти от колдовства.

В греческих легендах тоже можно найти множество упоминаний о волках и о
превращении людей в зверей. Например, в одной из легенд говорится, что в
Аркадии люди превращали себя в волков в ходе специальной церемонии посвящения.
Желающих стать волком отводили на глухие болота. Там они снимали свои одежды и
перебирались через топь на особый остров. На этом острове вновь прибывшие
принимались такими же волками-людьми и жили среди них как равные.
Но в отличие от настоящих оборотней они могли вернуться к нормальной жизни,
просто перебравшись обратно через болото. Греческие мифы сообщают также о
проводимом в горах Аркадии посвященном Зевсу древнем ритуале поедания
тошнотворной смеси из волчьих и человеческих внутренностей.
В Древней Греции ликантропию называли Lupinam Susaniam, буквально «волчье
сумасшествие», но даже в то время многие ученые люди сомневались в
существовании оборотней. Некоторые ученые трактовали ликантропию как форму
меланхолии, но большинство соглашалось, что правильнее ее описывать как
безумие, или сумасшествие.
Вообще надо заметить, что почти у всех народов Европы есть истории о людях,
пораженных «волчьим» помешательством. Известен, например, случай, происшедший в
Падуе в 1541 году, когда один человек твердо уверовал в то, что он волк, и стал
бегать в буйном помешательстве, всем своим поведением показывая, что он дикий
зверь.
Богемию и Венгрию этот бич терзал постоянно, и легенды об оборотнях и о тех,
кого поразила волчья болезнь, были изрядно перепутаны.
Описывая портреты уродов из картинной галереи замка Амбрас в Тироле, ученые
Раду Флореску и Раймонд Т.Мак Налли упоминают портрет «человека-волка» Гогонза,
уроженца Канарских островов, подхватившего таинственную болезнь, «которая
покрыла его шерстью с головы до пят».
По-видимому, двое его детей тоже были покрыты волосами и описываются как
«дети-волки», а жена его была вполне нормальной. Нет сомнений – каприз природы,
но случай интересен в свете возможного влияния на верования того верования.
Говорили, что в Восточной Европе в средние века существовали люди, которые днем
прятались, а ночью выбирались из дома, отправлялись на заброшенные кладбища и
там лаяли и выли на могилах. Эти несчастные, настоящие ли оборотни или
пораженные болезнью, были очень худые и бледные. У них были глубоко запавшие
глаза и покрытые струпьями ноги. Также говорилось, что они одержимы «неутолимой
жаждой». Современная медицина, как мы увидим дальше, дает этому объяснение.
Исследуя проблему оборотней, следует помнить, что с древнейших времен человек
использовал шкуру волка, свирепейшего из зверей, в качестве одежды и украшения,
и было бы странным, если бы волчью смелость или агрессивность с течением
времени не стали бы связывать с теми, кто их носит.
Подобным же образом много столетий спустя развился
в Африке отвратительный культ людей-леопардов, которые носили шкуры, клыки и
когти леопардов, наводя ужас на свои жертвы перед тем, как убить их. В странах
Западной Африки распространен обряд, в котором колдуны берут кровь из уха
животного и из своей руки и прививают свою кровь животному, а кровь зверя –
себе. Считалось, что с этого момента между ними возникает связь, причем
настолько тесная, что гибель одного влечет за собой смерть другого.
Такими животными-побратимами могут быть и леопарды, и гиппопотамы и даже
крокодилы.
Не каждый человек способен найти свою лесную душу, но он может обратиться к
прорицателю и узнать, в каком животном она находится. Как правило, лесными
душами отца и сыновей становятся звери одного вида.
В Европе в средние века образ оборотня расширился, распространившись на других
животных; люди верили, что человек способен превращаться в медведя, свинью и
даже овцу, хотя трудно представить, что в последнем случае он сумел бы нагнать
много страха на свою «жертву»! С течением времени это верование в своей сути
сохраняется, и некоторые истории, дошедшие до нас из прошлого, вызывали много
споров между зоологами и историками.
Версия для печати
|